МБДОУ "Детский сад №12" Аленушка" с.Шабаново

Актуальность Проекта

Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Последующие ступени экологического образования и воспитания будут реализовываться в рамках экологических природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята» (1-4 класс) и «Молодые защитники Природы» (5-9 и 10-11 класс).

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» (в дальнейшем – Проект) является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.

ПОЛОЖЕНИЕ о природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия

 

Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогут тебе весёлые сказочные герои “Эколята” – друзья и защитники Природы. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить.

Шалун ©

Давайте познакомимся с ними поближе. Итак, самым озорным и шкодливым, без сомнения, является Шалун. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Он все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.

 shalun

Умница ©

Самая серьёзная, пожалуй, Умница в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет.

umnica

Тихоня ©

Младшего брата-жёлудя, который носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев, бордовый пояс, зовут Тихоней. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком геройчиков он разбил чудесный цветник.

tihonya

Елочка ©

У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительна Елочка. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.

elochka

Все вместе геройчики берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут тебе ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её.

 

Всероссийский конкурс на лучший стенд(уголок)
«Эколята-дошколята»

В рамках проведения Всероссийской акции «Россия- территория «Эколят- Молодых защитников Природы» стартовал конкурс на лучший стенд «Эколята- Дошколята». Наш детский сад не остался  в стороне, активно включился в эту работу.  
 Творческими руками воспитателей  оформлена   экспозиция стенда «Эколята- Дошколята». Она  содержит информационный материал о экологической  и природоохранной деятельности наших воспитанников.

В центре расположился Лесной домик, в котором живут сказочные герои   Эколята- друзья и защитники Природы.  Эти персонажи  помогают ребятам  подружиться с  Природой, понять и полюбить ее.  У  каждого  свое назначение. Используя элементы игры,  можно вести разговор  от имени персонажа. Например,  «Тихоня»  в окружении любимых его природных объектах,  напоминает ребятам, какие птицы, рыбы, насекомые живут в нашей местности. Может организовать игры, такие как,  « Назови одним словом», « Где чей домик» и т.д. «Тихоня» любит рисовать Природу и часто предлагает это сделать нашим воспитанникам. Поэтому детские  работы  находятся рядом с ним.   Использование элементов игры вызывает эмоциональный отклик у детей.

               

Наш  "Огород на окне" , который является частью экспозиции -  еще одна  сказочная история.  Здесь известные детям природоохранные  персонажи- Эколята.
     От имени персонажей  развивается игровой замысел, дети учатся наблюдать за растениями, отличать здоровое  растение от  слабого, рыхлить, опрыскивать.
Фантазировать с  Природой помогает другая композция, состоящая из игрушек.   Сказочные герои помогают  детям попасть в придуманный лес. Воспитанники получают сведения о растениях, лекарственных  травах, животном мире. В сказочных героях всегда присутствует эффект новизны, ожидания, сюрприза.
   Мы  выбрали главный инструмент  для познания  детьми «Азбуки Природолюбия» . Игра для наших воспитанников не только радость и интерес, но  и способ осмысления окружающего мира . Усвоение знаний о природе при помощи игры обеспечивает   огромный развивающий потенциал,  положительно влияет на формирование  у детей  культуры природолюбия.

  

Растения - это наша жизнь. Мы не можем жить без зелени, которая вырабатывает кислород.  Поэтому мы с ребятами заботимся о растениях, которые у нас под рукой.  Цветы это не только красота, но и часть живой природы, которую нужно беречь и знать. Знать название цветка, его строение. Поэтому, мы решили научить своих воспитанников  правильно высаживать цветочную рассаду и комнатные растения.

В рамках природоохранного проекта «Эколята - дошколята» в  старшей группе состоялось интересное, познавательное  занятие «Вода – это жизнь».             

     Беседовали о роли воды в жизни растений, животных и человека.

Ребята выполняли  роль лаборантов, учились проводить простейшие  опыты с водой, определяли ее цвет, запах, вкус, форму, температуру. Вспомнили и обсудили   поговорку «Воду попусту не лей, дорожить водой умей».

       В ходе  совместной  деятельности   у детей сформировалось  понимание, что вода-это бесценный дар природы,  залог здоровья людей, животных и растений, что  мы друг другу нужны.

В конце занятия юные исследователи разработали  правила обращения с водой в детском саду.

Экологическая акция «Эколята- друзья птиц» была направлена на освоение знаний о зимующих птицах, наблюдение  и оказание помощи пернатым  в зимнее время.  Полноправными участниками акции были не только воспитанники, педагоги, но и родители. Такое сотворчество позволило детям видеть пример заботливого отношения  к птицам со стороны взрослых.  Совместными усилиями  были  изготовили кормушки,  собран различный корм  для птиц: овес, пшено, просо, пшеница, скорлупа от куриных яиц.     Каждый день, во время прогулки,  дошколята  добавляли  корм в кормушки,    наблюдали  за   птицами.  Ребята сделали вывод, что чаще всего посещают нашу столовую :  синицы, воробьи, голуби.  Эти птицы  любят  овес, просо, рис и пшеницу.

Сказочные герои  «Эколята- защитники Природы» предложили дошкольникам оформить выставку творческих поделок.  В ходе практической творческой  деятельности  ребята средней группы отрабатывали  умения   вырезания птиц по контуру, а  старшие дошкольники научились делать грачей  в технике оригами и пластилинографии. 

Любовь к Природе - это не только знать ее, но активно трудиться на ее благо, бережно относиться к ее богатствам.
     Труд  дошкольника невелик и несложен.  Однако он необходим  для формирования личности ребенка. Трудовая деятельность  организуется систематически, учим детей радоваться труду, прививаем чувство ответственности,  направляем детей на понимание, что порядок и чистота зависят от труда людей.  Ярким примером  является трудовой десант по уборке групповых площадок и озеленению территории детского сада «Аленушка».  Дошколята  рыхлят клумбы, подметают дорожки и сгребают листву на своих любимых участках.
   Обращаем внимание детей на водоемы.  Чтобы показать, какие меры нужно принимать, чтобы местная река Касьма   не уходила  от нас, а оставалась всегда  чистой,  осуществляем  совместный  субботник «Чистый берег».  Ребята убирают береговую линию  реки от пластиковых бутылок, полиэтиленовых мешков, банок и прочих отходов.
         Выполняя  разнообразные виды трудовой деятельности, малыши начинают  понимать, что  в природе не бывает «ненужной реки», «ненужного дерева».  Все мы живет в одном общем доме.

     

Весна-это пора пробуждения природы и начало создания огорода на окне.
 "Огород на окне" - это  активная, трудовая работа для наших дошкольников.
 Наш «Огород на окне - это сказочная история. Здесь известные детям  природоохранные персонажи -  Эколята.  В сказочных героях  присутствует всегда эффект новизны, ожидания, сюрприза. 
 От  имени персонажей легко развивается игровой замысел, в процессе которого дети учатся наблюдать   за растениями, отличать здоровое растение от слабого,  опрыскивать, рыхлить.   Овощная рассада. Это проросшие росточки, которые выросли из семян. Иначе говоря сеянцы.  Дети с нетерпением ждут появления всходов. Какие они разные!
Приобщение  детей к посильному труду по уходу за растениями- это  прежде всего воспитание  трудолюбия, проявление  эмоционального интереса к конкретным  растениям и осознанное  действенное отношение к ним.

Природа родного края уникальна, самобытна. Однако только пребывать среди природы недостаточно. Чрезвычайно большие возможности для воспитания экологической культуры   открывает творческая деятельность детей.
Особое значение придают ребенку коллекции.  «Необычный материл»,  используемый детьми,   активизирует мышление и воображение.  Фантазируя, дети из реального мира, попадают в  придуманный.  Глазами ребенка мы получаем необычный продукт его деятельности.
Так появилась книжка - самоделка "Если бы птицы умели говорить, чтобы они сказали….", в которой ребята отразили правила поведения в  природе.              
          Самодеятельные, творческие игры  для ребенка были и остаются главным спутником детства. Инсценированные игры - отличное средство для перевоплощения детей в главных героев эколят-друзей  Природы. Выполняя роль,  ребята читают стихи о природе, рассказывают и сочиняют экологические сказки. 
    Рисунки и поделки детей   отличаются индивидуальностью,  своими замыслами. Ребята отражают свои знания о лесе, его растительности, обитателях. Посредством этого воспитывается  бережное отношение детей к лесу, желание  беречь лес от пожаров.


   «Русская береза» - наверное ни об одном дереве не сложено столько   красивых   песен и стихов.
Интересной, увлекательной   и познавательной  была работа по данной теме.  Осуществлялась она  в комплексе: воспитатели подобрали  стихи, пословицы,  иллюстративный материал о березе, атрибуты для игровой деятельности.   Родители   готовили    поделки с изображением  русской красавицы-березы.   Дети отгадывали загадки, играли в дидактические игры «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», рисовали рисунки   для тематической выставки «Люблю березку русскую».       
 Было прочитано  много лирических произведений  о русской березе,  выучено  стихотворение А.Прокофьева «Люблю берёзку русскую». Ребята  узнали  о  лечебных свойствах березы, о чудодейственном влиянии листьев на здоровье человека,  расширили  представления о том, какие изделия можно изготовить из бересты. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему же так любит русский народ березу и почему  необходимо бережно относиться к ней.  Итогом  совместной деятельности стало  настенное  панно «Береза- символ России».

                    

Экологическая  акция   "Всё о земле"